В то время, как ёкаи живут либо по принципу "каждый сам по себе", либо подражая людям, сами люди сформировали свой уклад самостоятельно, по исходу множества лет.
В земле Ямато очень сильно развито классовое деление людей:
Крестьяне, низший класс, — обычно самое бедное сословие, традиционно занимающаяся земледелием. Иногда женщины таких семей занимаются рукоделием, выделкой тканей или иным ремеслом. В случаях, когда дела идут хорошо, крестьяне, несмотря на низкий социальный статус, могут жить весьма неплохо и даже зажиточно. Но это редкость. Стоят примерно на одном уровне с бродягами, проститутками и вольнонаёмными рабочими, не имеющими постоянного места жительства, но всё-таки находятся на чуть более высоком уровне.
Если семья богата, её потомки могут претендовать на брак со средним классом, но тут всё обычно зависит от воли более значимой социально семьи.
Ремесленники, средний класс, — редко бывают богаты, но куда чаще бывают уважаемы за свои выдающиеся таланты. Здесь всё зависит от того, насколько умел ремесленник, и если у него не руки, а золото, то к нему за помощью может лично обращаться чуть ли не сам император Ямагато. В большинстве случаев, однако, всё редко бывает настолько хорошо, и ремесленники стараются заключать браки с равными или богатыми семьями крестьян. Браки с бродягами или проститутками откровенно осуждаются и презираются, а вот с воинами наоборот считаются удачными.
Воины (Самураи), старший класс, — так как их ремесло — война, то и заработок у них зависит исключительно от успешности на поле брани и наличия поля брани вообще. Времена нынче сравнительно спокойные, а потому большинство самураев предпочитают зарабатывать охотой, охраной и службой. Не гнушаются, порой, и криминальной деятельности, где владение мечом ценится очень высоко. Но если денег у них немного, то чести — предостаточно. Вольны выбирать себе чуть ли не любой союз, но редко опускаются ниже богатых ремесленников. В сущности, борьба статуса и денег для них — ключевая, хотя сами они в этом не признаются.
Аристократия, старший класс, — формально находятся на одном уровне с воинами, но из-за более утончённых манер и большой приверженности традициям полагают, что располагаются всё-таки чуть выше на социальной лестнице. Обычно к числу аристократии относятся феодалы и крупные землевладельцы, на которых работают крестьяне. Кроме того, к числу аристократии нередко относятся семьи, чьи главы занимают руководящие должности, дарованные правителями, а также выполняют прочие важные государственные обязанности, будь то сбор подати или работа писцом во дворце. Часто пользуются услугами воинов для защиты себя от бандитов. У них, обычно, всё в порядке и с деньгами, и с социальным положением.
Правители, высший класс, — властители земель, как в локальном, так и более глобальном смысле. К числу правителей относятся слуги императорской или княжеской власти: наместники, князи и полководцы. Формально, среди них всё тоже не очень просто, — сын Императора не станет якшаться с дочкой обычного сборщика податей, — но они стараются не заключать браки с представителями иных классов.
Особняком стоит устройство деревень малых островов и пиратских островов Цусима. В первом случае главную роль играет личный авторитет семьи и возраст её главы, хотя в целом общие рамки сохраняются, а во втором классового деления практически нет, и каждый ценится, в первую очередь, за свои дела и заслуги соответственно. Исключением на Цусиме можно считать только пиратских баронов, которые правят Фукуи и Судзуокой соответственно, и явно находятся на ступень выше своих соотечественников.
Браки по любви — редкость, и встречаются обычно у представителей среднего и низшего класса, да и то не всегда.
Куда чаще распространены браки по расчёту между двумя достойными, — по статусу и богатству, — семьями. Это нормально.
Сексуальная жизнь, однако, достаточно фривольная, хоть и неоднозначная. В браке не принято горячо выражать свои чувства на людях, но секс до свадьбы не осуждается; из-за чего многие ветреные господа бросают своих избранниц задолго до союза. Собственно, никакого фактического заключения брака и вовсе нет, а потому семьи нередко держатся не клятве верности, а на страхе перед осуждением со стороны родственников и потерей социального статуса и уважения. Очевидно, что верность в таких условиях — редкость, хоть и считается добродетелью.
Патриархальность уклада — прежде всего. Уважается почтение к предкам, подчинение старшинству являются неотъемлемой частью жизни: первенца балуют, младшие подчиняются старшим, будь то отношения между родителями и детьми или между братьями и сестрами. Женщина же обязательно должна подчиняться мужчине.
В каждом доме есть алтарь-подставка камидана, на котором находятся символы предков. Ежедневно им оказывается почтение: утром — хлопок в ладоши и поклон, вечером — зажигание свечей. В дни праздников предки получают приношения — цветы и растительную пищу. Почитание предков — символ благополучия семьи.
Ребёнок считается человеком только после того, как пройдёт обряд Сити-го-сан. До тех пор, если семья считает, что они не способны прокормить ребёнка, они могут его убить, вернув в страну Ёми под надзор Идзанами. Такой ритуал называется каэсу; после его завершения семья делает небольшую куклу кокэсу и ставят её на домашний алтарь, чтобы в следующий раз, когда они смогут содержать ребёнка, его душа вернулась именно к ним. Ведь в действительности детей, как правило, очень любят; родители не кричат на них, и уж тем более, не наказывают их физически (лишь в очень редких случаях). Детей наставляют тем, что плохие поступки вызовут насмешки окружающих, а значит — потерю статуса и уважения. Если есть возможность обратиться к услугам оммёдзи, то их нередко просят помочь выбрать имя для новорождённого, так как верят в связь имени и судьбы.
Языком, как правило, пользуются одним, общим, так как предки у всех, согласно легенде, общие, а потому и лингвистического разнообразия нет. Другое дело, что от диалектов, тем не менее, не избавиться, и наиболее распространены из них два: северный и южный. Как говорится в империи Ямагато, их легко можно различить по произношению названий с буквой "ш"; в севером диалекте она останется неизменной, а вот в южном сменится на "с". Это касается, в первую очередь, терминологии; таким образом можно свободно использовать систему Поливана, объясняя это южным акцентом, либо систему Хэпбёрна, объясняя это акцентом северным.